О красоте

Часто встречаю рассуждения следующего характера: это здание красивое, а вот это страшное. Дошло до того, что целый архитектурный стиль спустя годы объявлен уродливым[1]. Чувствуя на себе цеховую ответственность (у нашего поколения есть все шансы переплюнуть всю уродливость модернизма), хочу порассуждать. Что есть красота? Что есть красота в архитектуре? Как её достичь?

Эти рассуждения - попытка проговорить и осознать свои творческие принципы. Ничего не пытаясь утверждать, хочу запечатлеть мой нынешний душевный настрой.

Платон писал о красоте как некой идее, образце, с которым мы сравниваем свои чувственные впечатления от объектов. Чем полнее вещь соответствует идее красоты, тем она прекраснее.

Аристотель писал об обязательном наличии у красивого формы, соразмерности и порядка: «…ни чрезмерно малое существо не могло бы стать прекрасным, так как обозрение его, сделанное в почти незаметное время, сливается, ни чрезмерно большое, так как обозрение его совершается не сразу, но единство и целостность его теряются»[2]. Мерой же выступает человек. Так для афинянина Парфенон - не слишком мал, что было бы недостойно величия Богини, и не слишком велик, что умаляло бы достоинство человека.

Стоики писали о симметрии как непременном атрибуте красоты. Плотин возражал им, говоря, что красота выше симметрии. «Красота это нечто, благодаря чему симметричное красиво»[3]. Если целое прекрасно, то и составные части должны быть прекрасны, ведь не может же прекрасное состоять из безобразных частей.

Пожалуй, все античные мыслители соглашались с тем, что красота всегда сопутствует добродетели. Красивое может быть монументальным и величественным, справедливым и мужественным, скромным и рассудительным, но никогда ничтожным и жалким, порочным и нечестным, тщеславным и безрассудным.

Красота рождает чувственное переживание, которое ничто иное как любовь. Да и сама любовь - это в большей степени стремление к красоте. Человек, наслаждаясь прекрасным - любит.

Подытожим, красота - идея сообразная с добродетелью, присущая объекту вместе с формой, соразмерностью и порядком, рождающая чувство любви.

Древние выделяли три пути достижения красоты: философия (σοφία, мудрость), искусство (ποί
ησις, поэзис) и мастерство (τέκτων, тектон). Философ исследует причины и начала. Описывает идеальное. Художник отображает идеальное в материальной форме. Мир идей преобразует в мир вещей. Мастер совершенствуется в техническом исполнении. Работает с миром вещей.

Философия это знание, искусство - мнение. Гомер, рассуждая о военном деле, не является опытным военачальником, рассуждая об управлении лошадьми - кучером. Не обязательно владеть мастерством для верного суждения. Истинный художник творит в творческом исступлении, предаваясь божественной воле муз. За искреннее служение они награждают его божественной истиной, изрекаемой невольно[4].

Что же архитектура, философия ли это? Искусство или мастерство? Что же нынешний архитектор: творит осознанно, или предается вдохновению? А может лишь совершенствуется в техническом исполнении?

Архитектура это теория и практика. Вначале скажем о практике.

Архитектор-практик вряд ли философ. Чтобы строить нужно обладать известного рода упорством и глупостью. Архитектура телесна и материальна, временна. Как и человеческое тело она стареет и разрушается. “Косная материя”.

Архитектор-практик едва ли художник. Свобода выражения всегда ограничена множеством факторов: законодательством, волей заказчика, весьма ограниченным количеством строительных материалов, умением строителей. Представьте художника, которому написали свод законов, в соответствии с которым он обязан творить. Архитекторам - написали.

Архитектор-практик всё-таки не мастеровой. Он начальник над мастеровыми. Αρχι - главный, τέκτων - мастер. Прораб. Как бы это ни звучало. Вне теории, вне мира идей, архитектура - это мастерство.

Нельзя сказать, что это обязательно плохо. Произведениям мастерства не чужда красота. Но красота эта, в случае архитектуры, скорее случайность, стечение обстоятельств. В дачных поселках, где наличие архитектурного проекта при строительстве скорее исключение из правил, иногда встречаются удивительно гармоничные и красивые здания. Но я бы не назвал это истинной архитектурой.

Эпоха нового времени дала нам понятие теории архитектуры. Она существовала и в античности, но информации сохранилось не много. Можно вспомнить фрагменты об устройстве идеального полиса в аристотелевской “Политике”, утопический летающий город Аристофана из комедии “Птицы”, фрагменты о творчестве Гипподама Милетского. Но главное - это Витрувий. Вместе с открытием трактата Витрувия начинается архитектура Возрождения в Италии. С переводом этого трактата на русский язык рождается русский Классицизм. Появляются первые архитектурные фантазии и утопии. Леду, Булле, их русский последователь Николай Львов. Фантазийная и бумажная архитектура это способ вознестись в мир идей, встать на ступеньку художника, а то и философа.

Архитектура основанная на теории, опирающаяся на идеальное начало - это искусство. Произведения такой архитектуры можно читать. В дорическом храме чувствуется мужественность, крепость и красота мужского тела. В ионическом - женственность, стройность и изящество. Барокко дало архитектуре идею движения, текучести, драматического развития и театральности. Классицизм, эклектика, модерн насыщены смыслами, которые интересно разгадывать. Даже модернизм назван уродливым скорее из-за своего подтекста - в нем чувствуется индустриальная эпоха с её массовостью и презрением к индивидуальности.

Истинная архитектура - это искусство,  красота в искусстве - это отражение идеального, божественного. Достижение красоты в полной мере зависит от личности автора. От его искренности и чистоты намерений. Искреннее служение приятно музам, за него они могут в шутку одарить автора гениальной мыслью, а мир - гениальным произведением. Неискренностью же, муз можно только разозлить, тогда произведение станет памятником подлости автора. Красота в архитектуре достижима, но архитектор, помимо образованности и таланта, должен обладать главным - добродетелью.

Возможно, именно поэтому прекрасное - трудно[5].

________________
[1] https://www.independent.co.uk/news/uk/politics/euston-arch-declares-war-on-brutalist-architecture-john-hayes-a7393846.html
[2] Аристотель. Поэтика, 7
[3] Плотин. Эннеады, трактат I, 6
[4] См. Платон. Ион.
[5] Пословица завершающая диалог Платона "Гиппий больший".